четверг, 3 марта 2016 г.

Безвспашный посев


Как только я раззнакомился весной со своими соседями, каждый из них начал мне советовать запахать свой участок  пэрэораты. Дело в том, что гроза местных огородников   сорняк по имени пырей безраздельно властвует на участках. Своими сильными корнями он пронизывает верхний слой земли 15-20 см   и, как считается, не дает расти ничему другому.

Поэтому каждый год селяне загоняют на свой участок трактор, он вспахивает всю землю, затем люди вручную выбирают из земляного отвала корни пырея и сжигают их. Чем тщательнее выбираются корни, тем чище земля и, соответственно, тем больше времени понадобится пырею для освоения  данной территории летом. А пока он будет восстанавливать статус кво, успеют вырасти грядки культурных растений. В общем, вся жизнь борьба.

Мои робкие отговорки, что, мол, у меня своя технология, что я буду по-своему, не то что встречали возражения, а просто не воспринимались.

Мои разговоры просто сотрясали воздух. Я их понимаю: приезжает городской в село и говорит, что он будет делать не так, как все.  Дила не будэ вот и весь вердикт. В общем со временем я перестал что-то рассказывать.

Тщетно. 

Следующий ход со стороны селян - раз ты не вспахиваешь поле, значит оно гуляет, а раз гуляет, мы будем ходить по твоему участку и пасти там своих коров. Все это вылилось в резкие разборки с местными. Посаженные вдоль границы участка березы им ни о чем не говорили. Только поставленный наспех деревянный забор отгородил мой участок от вытаптывания коровами. Впрочем, люди еще прохаживаются. Но со временем я надеюсь и их отучить.

Опыты
Первые участочки для посадки я готовил так: брал сапку (плоскореза у меня нет) и аккуратно вырубал с участка все стебли сорняков, не трогая корни. Затем накрывал слоем лесной мульчи (в одном случае, предварительно укрыв землю старыми газетами, в другом   без них).

Честно говоря, я до сих пор не понимаю, зачем необходимо класть навоз и мульчу поверх картона или газет. Может быть я что-то не понимаю, но ведь в данном случае навоз не соприкасается с землей, не может стать ее частью. Поэтому я позже отказался от этой схемы. 

Все эти несложные процедуры я сделал с некоторой долей небрежности, и пырей моментально использовал мои прорехи. Во-первых, я не полностью огородил участки вкопанными досками, и сорняки очень быстро зашли с незащищенных сторон. Ну а второе, простого обрубания стеблей и нетолстого слоя мульчи не хватило, чтобы лишить сорняки сил. Пырей очень живо пробился и сквозь газеты, и сквозь лесную мульчу. Первое важно  открытие: те сорняки, которым все же не удалось пробиться на верх, действительно ЧАХЛИ И ГНИЛИ. Когда я заглянул спустя неделю под газету с мульчой, я увидел (о чудо!), что многие сорняки лежали на земле, бледные, плохо развитые, без всяких сил. А второе  открытие: в полуденную жару земля была ПРОХЛАДНОЙ и ВЛАЖНОЙ. Итак, принцип срабатывал, просто и ошеломительно. Можно было работать дальше.

На моих участочках отлично выросли горох, бобы, соя, подсолнухи. Эти растения оказались даже сильнее пырея, который пробился наверх из-под мульчи. Меня как раз не было 3 недели, уезжал в отпуск, но мои посадки не пострадали. То есть, хоть некоторые сорняки выжили и пробились, но, как в том анекдоте, здоровье у них все равно уже не то, что было.

Правда, практически все пряные травы сгинули - тут пырей их победил.

Значит, надо быть тщательней в отгораживании и затемнении участков.

Делал я еще такой эксперимент: брал старую газету, срывал сорняки на небольшом пятачке и ложил туда газету, сверху присыпал землей. Посреди газеты делал маленькую дырочку, в этом месте делал пальцами небольшую лунку в земле, всовывал в землю семечку подсолнуха и заливал водой. Раза 2-3 полил - вырос подсолнух. Когда он был в высоту 20-30 см, вокруг   ни одного сорняка, я снимал с земли газету и давал ему расти дальше в среде догоняющих сорняков. Выросли хорошие подсолнушки, вкусные семечки.

Вывод: существует некоторая критическая точка затемнения, за которой практически безопасная зона, сорняки не поднимутся. В моем последнем примере: вчетверо сложенная газета и слой земли в 3-5 см оказался эффективным в течение приблизительно месяца. Я думаю, что для каждой среды сорняков существует свой критический уровень, и его легко узнать на опыте.

Впрочем, уже где-то в конце августа мне пришла мысль: а почему бы не использовать эту поразительную живучесть пырея. Ведь не враг же он земли, он просто эффективнее остальных скрепляет землю и хранит ее от иссушающих лучей летнего солнца. Спасибо ему, пырею. Раз он такой хороший, он нам поможет вот в чем.

Пырей — сорняк-герой
Меня всегда огорчало, когда я рыл ямки в земле: верхний слой в 15-20 см - это плотный слой корней пырея и других сорняков, между которыми находится песчаная земля, а под этим слоем - просто песок. Как мне кажется, довольно неплодородная землица. Как бы сделать слой освоенной корнями земли толще? Ведь тогда, затемняя, можно организовать больше гниющих корешков и, соответственно, водо- и воздуховодных каналов в почве.

Теперь представьте: выкапываем яму глубиной 30-40 см, слой пырея со стеблями и корнями (эти самые верхние 15-20 см) складываем в одну сторону, остальную землю - в другую. Затем слой пырея бросаем на дно и засыпаем  опущенный  пырей слоем земли, заведомо тоньше, чем критический уровень, о котором я писал выше. Пырей, естественно, легко его пробивает и быстро осваивает территорию. А что если еще раз засыпать участок землей? Подозреваю, что пырей повторит свой подвиг.

И вот тут, после второго подвига пырея, мы делаем коронный ход: берем и укрываем весь этот сэндвич плотным картоном или тряпками, достигая критического уровня затемнения.

Угадайте, что будет.

Правильно, слой земли, пропитанный перегнивающими стеблями и корнями сорняков, причем слой толще, чем в обычных условиях. Для верности (если вы сомневаетесь в силах своих сорняков) после очередной присыпки можете подсеять к сорнякам чего-нибудь (например, клевер, люцерну, кукурузу, горох, подсолнух). Что-нибудь обязательно взойдет. Есть подозрение, что такой  сендвич  будет полезнее, чем естественный. А если еще сюда бросить перепревшего компоста, то хочется кричать:  Весна, приди скорее, хочу сажать растения!

Вышеописанную идею я пока проверил не до конца, потому что поздно дошел до нее. Может быть, есть что-то поэффективнее, но во всяком случае, я это обязательно попробую. Если кто-то еще решит это попробовать, очень хотелось бы узнать от вас о результате.

Пермакультурить или не пермакультурить
Здесь сделаю небольшое теоретическое отступление. Идеи, которые высказал Курдюмов в своих книгах, в большой мере созидательные. Я надеюсь, что именно за созидательным и бережным земледелием, которое он описывает, будущее. Но я думаю, что к его идеям нужно подходить все-таки творчески, осмысленно.

Вот он пишет об огородниках-органистах:  земля вообще не пригодна для возделывания ценных овощей. Именно поэтому они создают слой богатой органики, в которой выращивают овощи с большой прибылью для себя.

Мысль моя сводится к тому, что выращивая овощи с большой продуктивностью на обогащенных почвах или  созданных почвенных слоях , надо не забывать о естественном,  приземленном  земледелии, образ которого так зажигает.

Хватит теории!

С большой радостью могу констатировать: на неудобренной земле (к тому времени перегной у меня еще не созрел), на невспаханной земле, на земле, в которой остались все корни сорняков, на неплодородной с виду, как моя, земле, можно вырастить прекрасные плоды. По крайней мере, гороха и семечек я наелся вдоволь. А какие вкусные молоденькие початки кукурузы, когда ешь их полностью, с качанами, в сыром виде! Мечта сладкоежки! И это с минимумом трудозатрат: прикрыл землю, подрезал близлежащие сорняки на раннем этапе развития растений - и кушай, пожалуйста!

Напоследок расскажу еще один способ подготовки грядок по Курдюмову (с сидерацией). Сапкой срубаю на участке все стебли сорняков, тщательно огораживаю участок вкопанными досками. Засыпаю участок слоем перегнившего навоза (он у меня наконец созрел). Сею семена: в одном случае смесь из люцерны, клевера, подсолнуха, кукурузы, гороха; в другом - озимую рожь. Обильно поливаю, прикрываю тонким слоем скошенной травы. Дня через 3-4 слой травы снимаю   пусть росточки солнышком питаются. Через неделю другую имеем плотный зеленый ковер сорняков не видать (подрезка, толстый слой перегноя и посаженные растения подавили их).

Срезаю все это богатство (скажу честно, жалко было - уж больно красиво смотрится), укладываю на участок, накрываю старыми тряпками, присыпаю землей. Весной вскрою. Кстати, в случае с озимой рожью после того, как я срезал ростки, я засыпал их вторым слоем перегноя и посеял рожь заново.

Когда она подрастет, подрежу ее и также укрою - пусть преет. В результате получается плодородный слой толще.

Материал взят из рассылки сайта КиевКедр (существовавшего в 2001 году)




ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ


1 комментарий:

  1. Меня зовут Хелена Хулио из Эквадора, я хочу поговорить об этом с Le_Meridian Funding Investors. Le_Meridian Funding Investors оказывает мне финансовую поддержку, когда все банки в моем городе отклонили мою просьбу предоставить мне кредит в размере 500 000,00 долларов США, я попробовал все Я мог бы получить кредит в моих банках здесь, в Эквадоре, но все они отказали мне, потому что мой кредит был низким, но с божьей милостью я узнал о Le_Meridian, поэтому я решил попытаться подать заявку на кредит. с божьей помощью они предоставили мне ссуду в размере 500 000,00 долларов США на запрос о ссуде, от которого мне отказали мои банки здесь, в Эквадоре, было действительно здорово иметь с ними дело, и мой бизнес сейчас идет хорошо. Вот электронное письмо от Le_Meridian Funding Investment / WhatsApp, если вы хотите получить кредит от них. E-mail: lfdsloans@lemeridianfds.com / lfdsloans@outlook.comWhatsApp Контакт: + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить